Жил такой пастор, Дитрих Бонхёффер

 


 Жил он в гитлеровской Германии, сидел в концлагере, и умер в 1945 году.

Но вот еще перед лагерем он придумал социальную теорию, которую всемерно продвигал.

Смысл этой теории самый простой — во всех бедах мира виновата человеческая глупость и вообще — самые опасные люди мира — это не злые, а глупые.

Злой человек хотя бы рационален, да по-своему, но все-таки рационален. То есть до него хотя бы можно достучаться, в чем-то убедить. До глупого не достучаться никогда.

За примером далеко ходить не надо, говорил Дитрих. Вот 1933 год, подстрекаемые толпы забрасывают камнями витрины не в чем не повинных владельцев магазинов, а женщины и дети подвергаются издевательствам на открытом воздухе. Когда Бонхёффер выступил против этого публично — понятно, что попал в тюрьму. В тюрьме Бонхёффер стал размышлять о том, как его страна поэтов и мыслителей превратилась в коллектив трусов, мошенников и преступников. В конце концов он пришел к выводу, что корень проблемы не в злобе, а в глупости. 

В своих знаменитых письмах из тюрьмы Бонхёффер утверждал, что глупость — более опасный враг добра, чем зло, потому что, хотя бы «можно протестовать против зла; его можно разоблачить и загнать обратно применением силы, но вот против глупости мы беззащитны. Ни протесты, ни применение силы здесь ничего не решают. Причины наши так и останутся не понятыми».

Ведь что такое спор с глупцом?

Фактам, противоречащим предубеждению глупца, он просто не верит, а когда они, эти факты, все-таки неопровержимы, он их просто отбрасывает как несущественные, как случайные. При всем этом глупый человек самодоволен и, будучи легко раздражаемым, становится опасным, переходя в атаку, чаще всего не по проблеме, не по фактам, а… на личность. Ну или просто на мордобой.

По этой причине требуется гораздо большая осторожность в обращении с глупым человеком, чем со злым. Если мы хотим знать, как справиться с глупостью, мы должны стремиться понять ее природу.
Откуда же проистекает глупость? И тут выясняется, что… глупость есть в сущности не интеллектуальный недостаток, а нравственный. Есть люди, удивительно живые интеллектуально, но… глупые, и другие, интеллектуально тупые, но совсем не глупые.

Причем… У людей, живущих в одиночестве, глупость проявляется реже, чем у людей, живущих в обществе, в общественных группах. Таким образом, может показаться, что глупость — это, пожалуй, не столько психологическая, сколько социологическая проблема.

И получается, что всякий сильный подъем власти, будь то политического или религиозного характера, заражает большую часть человечества глупостью. Как будто это какой-то  социолого-психологический закон , где сила одного нуждается в глупости другого.

Создается впечатление, что под подавляющим воздействием растущей власти люди лишаются своей внутренней независимости и более или менее сознательно отказываются от автономного мышления в пользу навязываемого извне. То есть поступаются своим здравым смыслом в пользу коллективного.

Тот факт, что глупый человек часто бывает упрям, не должен закрывать нам глаза на то, что он не самостоятелен. В разговоре с ним просто чувствуешь, что имеешь дело вовсе не с ним как с личностью, а скакими-то лозунгами, словечками и тому подобным, которые овладели его разумом. 

Он находится под чарами, он ослеплен, неправильно использован и подвергается насилию в самом своем существе. Став, таким образом, бездумным орудием, глупый человек также будет способен на любое зло — но он будет неспособен увидеть, что это зло.

Только акт освобождения, а не наставление, может победить глупость. Здесь мы должны смириться с тем, что в большинстве случаев подлинное внутреннее освобождение становится возможным лишь тогда, когда ему предшествовало внешнее освобождение. До тех пор мы должны оставить все попытки переубедить глупого человека.

Слова Бонхёффера перед смертью 9 апреля 1945 года: «Действие проистекает не из мысли, а из готовности взять на себя ответственность. Высшим испытанием морального общества является тот мир, который оно хочет оставить своим детям». 

Share

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.