Надежда Дьяченко: Верность и предательство. Любовь и мифы о сексе

Много и везде пишут о ревности, пишут о изменах… но молчат о верности. Верность — понятие, в наше время почему-то не популярное. В 14 статьях о любви, которые мне довелось оценивать в рамках конкурса, только 1 раз мне встретилось это слово… «Google знает все!» Набираем в Google слово верность, «а в ответ — тишина».., точнее — скудные подборки цитат с этим словом, одноименное общество защиты животных и одна строчка из Википедии: «Верность — свойство, определяющее характер поведения по отношению к объекту, при котором субъект ставит интересы объекта выше своих собственных»

Я даже не ожидала, что все настолько запущенно…

Что такое верность?

Значит, по Википедии, верность — это некое насилие над собой в пользу какого-то другого объекта? Как же тогда быть с верностью себе, своим убеждениям, своему слову? Впрочем, понятно, как быть — это что-то внешнее по отношению к «своим собственным» интересам. И любой здравомыслящий человек отречется от этих глупостей, как только они начнут противоречить его «собственным интересам», так? «Своя рубашка ближе к телу»… Но в чем же тогда состоят эти самые «собственные» интересы?

Современный человек мыслит в категориях выгоды, удобства, какой-то пользы для себя, удовольствия и удовлетворения… Именно это считается своими собственными интересами. И с этой позиции оцениваются все идеи и явления — и все, что мешает достижению этих целей, может быть признано «внешним» и отброшено. Ни нравственным ценностям, ни убеждениям в этой системе нет места. Как учит нас реклама: «Не дай себе засохнуть!» Любой ценой… Интересы другого человека учитываются только настолько, насколько это выгодно себе — не больше. Мы живем в мире одиночек, занятых удовлетворением этих своих «интересов».

Не верите? Как же любовь? Любовь, как правило, понимается, как приятное чувство по поводу объекта. А когда это волнительное удовольствие куда-то испаряется, объявляется, что «любовь прошла» — и мы пускаемся на поиск новых ощущений… В лучшем случае любовь понимается, как забота, но забота — тоже из своей выгоды. Осмелюсь для иллюстрации привести комментарий одной из моих читательниц: «Делать жизнь человека приятной — делать человеку приятные мелочи, исходя из любви к себе (ведь приятнее жить в мирной атмосфере). Делая жизнь мужа приятной, женщина параллельно делает и свою жизнь приятной: реализует свою потребность делать добрые дела, присущую каждому человеку; создает в семье атмосферу доброжелательности; вызывает ответное желание мужа сделать приятное и ей.»

Да, любовь к себе это важно и необходимо, но зачем ее называть любовью к другому, когда он здесь — лишь средство для удовлетворения своих потребностей? Та же ситуация наблюдается часто в любви к детям — их тоже «любят» ради себя. Потому, видимо, в нашей любви и нет места верности — даже в том странном смысле, который предлагает Википедия. Нет, вру, есть и такая любовь — она называется «жертвенная» и чаще бывает по отношению к детям.

Вслушаемся в слова «жертвовать своими интересами». Жертва — это что-то очень неприятное и трагичное. Это ущемление себя, которое не проходит даром — нужна компенсация. И жертвователь всегда ждет ответной жертвы — этого требует чувство справедливости. В лучшем случае он компенсирует свою жертвенность гордыней — и тогда ждет признания своих заслуг и своего «благородства»… То есть и здесь отношения не выходят за рамки взаимообмена: ты — мне, я — тебе.

Супружеская верность и любовь

Но вернемся верности. Для начала самой банальной — супружеской. Не могу взять в толк, каким образом здесь применимо это определение: «поведение.., при котором субъект ставит интересы объекта выше своих собственных». Как измена затрагивает «интересы объекта»? Конечно, она может быть ему неприятной — если он ревнив, например. Но ревность, как нам известно — это не любовь, а «собственничество и комплексы» — то есть личные проблемы «объекта», в которых он «не прав», мягко говоря. Можно снизойти к его «слабости» и просто скрыть факт измены — и вот уже его интересы совсем никак не задеты, правильно?

Почему-то мне всегда казалось, что верность — это качество человека, характеризующее его отношение к самому себе. Из уважения к себе следует уважение и к своему выбору. Этим качеством обладает зрелая личность. Верность — это способность сделать выбор и отвечать за него. На примере супружеской верности это наиболее наглядно — если человек выбрал другого в качестве спутника жизни и решил быть с ним вместе, то как он может после этого заглядываться на других? Сделанный выбор и принятие ответственности за него означает отказ других вариантов.

Если же человек в браке продолжает смотреть по сторонам, то значит, выбор он еще не сделал — он просто играет в совместную жизнь, для него это — временная ситуация. А скорее всего, он просто не способен сделать выбор и нести ответственность — «свои собственные интересы» швыряют его из стороны в сторону, как щепку бурные волны. Здесь вопрос не в нежелании быть верным, а в неспособности к верности — как ответственная личность, этот человек еще не сформировался.

Супружеская верность, как правило, понимается в чисто физиологическом, сексуальном смысле. Секс же у нас давно объявлен «сексуальной потребностью», существующей независимо от наличия любимого и вообще партнера. Вроде как — это требование «природы». Но почему же в природе — у животных, например, нет «сексуальной потребности», как таковой? — у них есть инстинкт размножения, благодаря которому в определенный сезон и животное активно ищет пару для размножения. Животное никогда не будет заниматься сексом ради секса.

У человека все сложнее. Кроме физиологии у нас есть еще и душа, мы (потенциально) умеем любить. И сексуальная близость у нас служит не столько размножению, сколько является реализацией близости душевной — любви. Мы даже называем ее «занятием любовью». Но в таком случае желание может возникать только по отношению к любимому человеку — и ни о какой «потребности» вне этой близости не может быть и речи. Тогда верность естественна — она не требует никаких усилий, никакого «самоограничения» — это не «жертва» своими интересами ради другого и не признание «его интересов выше собственных».

Идиллическая картинка, правда?

Почему же в нашей реальности все не так? Причина банальна — такое возможно при условии искренней любви к другому. Если же любить только себя в своих удовольствиях, то другой становится лишь средством — объектом для удовлетворения потребностей. Именно у человека, неспособного любить другого, появляется сексуальная потребность, которая служит только одному — физическому удовольствию. Поборники этого самозабвенного эгоцентризма напридумывали множество забавных теорий, оправдывающих использование других людей — теорий, отступающих и от природы животной, и от природы человеческой.

Мифы о сексе, оправдывающие неспособность к верности

Миф о полигамности мужчин, якобы опирающийся на мир животных: альфа-самец должен оплодотворить наибольшее количество самок — ничего с этим не поделаешь, инстинкт… Да, у некоторых видов животных наблюдается такая картина, но далеко не у всех. На каком же основании мы сравниваем себя именно с этими видами — ведь есть в животном мире и устойчивые пары? И опять-таки, раз уж мы такие природные, то как же можно «забыть» о том, для чего у животных служит инстинкт размножения? Наши-то полигамные мужчины никого не собираются «оплодотворять» — они как огня боятся этих последствий своего, якобы, «инстинкта».

Есть теория о полигамности женщин, основанная на изучении поведения сперматозоидов при зачатии. Не могу отвечать за то, насколько она действительно научна, но выглядит все очень наукообразно и убедительно — со схемами и микросъемками. Согласно этой теории «природой» запрограммирована близость женщины со многими мужчинами почти одновременно — это создает наилучшие условия для естественного отбора. И кому верить?

Еще одна сказка: «секс — это просто секс, а «душой» я остаюсь верным». Очень интересно! Об отделении души от тела можно говорить только в одном случае — при физической смерти. Но занимающийся сексом человек, как правило, жив и здоров. Куда же в это время девается его душа? Он оставляет ее дома — рядом с супругом? И как он же без нее существует — неодушевленное туловище? Мы-то думали, что зомби бывают только в фильмах ужасов… Часто с ним такие чудеса творятся? А может, никакие это не чудеса — и душа его всегда при нем, просто такая уж душа..? Человек, беззастенчиво использующий другого «как туловище» и низводящий себя до уровня «туловища», просто никого не любит и не способен любить. Не может он к кому-то относиться иначе, чем к себе. Конечно, к супруге он относится «серьезнее», чем к случайной любовнице — он использует ее не только физически… Но что это меняет?

Миф о вреде сексуального воздержания для здоровья даже упоминать не хочется, если бы он не был так популярен. Чтобы его опровергнуть, достаточно вспомнить монахов и монахинь разных религий, отличающихся отменным здоровьем и долгожительством, верных жен, годами ждавших мужей из походов и верных мужей в этих походах… Никто от воздержания еще не умер. Но в одном случае воздержание все-таки может привести к болезням — в случае веры в этот вред и веры в постоянную «сексуальную потребность», независимо от наличия любимого человека. Тогда — да, вреда не избежать. Постоянно возбуждаясь при виде привлекательных «объектов» и не давая выхода этому возбуждению, и вправду можно заболеть — особенно если еще и страдать от этой ситуации и жалеть себя, обделенного в важнейшей потребности…

Предательство — антоним верности

Итак, очевидно, что сексуальная неверность прямо вытекает из неспособности к любви, и все это и является следствием искаженного понимания человеческой природы, представляющим человека эгоцентричным и испорченным животным. Получается, что верность или неверность — это качество «субъекта», имеющее мало отношения к «объекту». Но если вспомнить антоним верности — предательство, то окажется, что она все-таки имеет отношение к другому — ведь предать можно только кого-то, верно?

Что же такое предательство? Это не просто предпочтение своих интересов интересам другого. Собственно, забота о своих интересах — дело обычное и здоровое. Предательство же имеет отношение не к интересам, а к доверию другого человека. Предать можно только того, кто тебе верит — друга, любящего, ребенка, родителей. То есть, человек кому-то поверил — что тот его любит, например, понадеялся, что он отвечает за свой выбор и… ошибся. Не любит он его и выбор не делал — его вообще не интересует чье-то доверие и надежды, ему важны только свои «интересы».

Проявляться предательство может не только в физической измене, но и в том, что человек может стыдиться другого, не выполнить важное обещание, бросить в беде, развестись по любой причине, злоупотребить доверием любым способом… Тогда о человеке говорят: «У него нет совести». Совесть — еще одно несовременное понятие, которое стоит отдельного разговора. Например, читайте о совести и нравственном релятивизме.

Здесь же важно отметить то, что любой человек, неспособный на верность является потенциальным предателем, и обязательно проявится в этом качестве при удобном случае. Нельзя с таким человеком связывать жизнь и детей растить. Вот так все серьезно…

Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.
Ларошфуко

Вот как все просто, он не «плохой», не «злой» — он просто слаб! Слабого можно только пожалеть — и для жертвы предательства, возможно, это и лучше, чем проклинать. А для самого предателя? Если знаешь за собой подобную «слабость», то стоит ли вступать в личные отношения и обрекать других на страдания из-за нее? Но отношений (точнее удовольствий, которые дают отношения) очень хочется, а укреплять характер — нет…

Собственно, зачем я все так усложняю? Выход давно найден — отношения с таким же слабым, отношения двух эгоистов без доверия и любви, которые можно легко порвать. Но почему же тогда участники не избегают боли? Почему неверность так ранит — даже самых не ревнивых? А еще страшнее — остаются дети, которые еще не разучились любить и доверять — и для них предательство не просто больно, а настоящая катастрофа!

Все-таки, если вспомнить о совести, и даже если желать себе счастья, а не удовольствия, выход один — укреплять характер. Другим словами — становиться личностью. А начинается личность и характер с верности себе.

источник

Share

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.