Всем доброго воскресного дня! Время не только расслабиться и отдохнуть, но и поразмышлять. Чем я и занимаюсь.
«Грусть-печаль меня съедает…». И в оценке современного уровня образования молодежи без Александра Сергеевича никуда. Немного перефразируя друго Александра — Блока — можно обратиться к классику: Пушкин, Пушкин! Дай мне руку, помоги в немой борьбе!
Строки из «Сказки о царе Салтане» вспомнились не случайно. 19 января в день рождения французского социолога и философа, родоначальника позитивизма и основоположника социологии как самостоятельной науки Огюста Конта у меня был последний экзамен зимней сессии по курсу «Эмпирическая политическая социология». Предметные перлы за все время студенты так и не подарили: дисциплину в основной массе освоили (хотя не обошлось без неудов), но заставили печалиться по более серьезному поводу.
В этот раз я четко ощутила огромную культурную пропасть, которая отделяет поколение, прошедшее советскую школу (среднюю, среднеспециальную, высшую — не важно) от современной молодежи. И это не вина юношей и девушек, это следствие межпоколенческого разрыва. Именно взрослые (не только школа, но и родители) не передали базовые культурные навыки, не приучили к чтению, не научили видеть прекрасное и погружаться в культуру в самом широком смысле этого слова.
Особенно грустно от того, что на уровне вуза эту ситуацию исправить уже, практически, невозможно. Колоссальные культурные дыры останутся у большинства ребят на всю жизнь. Впрочем, по этому поводу можно было бы не печалиться, если бы не статус университета, призванный готовить интеллектуальную элиту, которая в ближайшем будущем займет посты в госструктурах, корпорациях и СМИ. Многие из сегодняшних студентов станут преподавателями.
Может быть они будут хорошими предметниками, но культурное одичание отразится и на них. Что же меня так озаботило по итогам экзаменов? Дело в том, что на моем экзамене студенты не только отвечают по билетам. Мы беседуем на самые широкие темы. Причем весь семестр (в лекциях и на семинарах) постоянно идет обращение к литературным и кинематографическим примерам. Даже конспекты учу вести соответственно — широкие поля предназначены для фиксации дополнительной информации (это книги, выставки, кино). Многие это делают, многие ходят в театры и на выставки. Но многие не знают элементарного.
Например, спрашиваю студентку:
— Что вы прочитали в последнее время из художественной литературы?
— «Собор Парижской Богоматери».
— Потрясающий роман. Кто автор?
—- ??? Молчание затянулось.
— Виктор Гюго. Вспоминаете?
— молчание.
— Ну вы хоть можете назвать в какой стране и в каком веке он жил?
— ??? молчание
— Если книга называется «Собор Парижской Богоматери», то вы можете догадаться, где жил писатель?
— Молчание.
— А какой интереснейший персонаж выведен в романе, имя которого стало нарицательным?
— Молчание.
— Квазимодо. Горбатый звонарь Собора. Вспомнили?
— Что-то припоминаю…
Но это еще не самое грустное. Все-таки французский писатель.
В один из дней, когда были экзамены, состоялось очередное сборище либерального крыла правительства РФ. Речь о Гайдаровском форуме. Вообще, это отдельная тема — почему в стране проводится форум, названный именем человека, в результате реформ которого была уничтожена вся индустриальная база страны и погибло несколько миллионов человек. Но об этом в другой раз.
Так вот на фоне этой новости и потому, что в учебнике есть упоминание этого самого Гайдара, спрашиваю — кто это? В ответ молчание. А имя Аркадий Гайдар вам о чем-то говорит? Молчание. Обращаюсь с этим вопросом к сидящим в зале. Молчание. А такие повести как «Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Военная тайна», «Чук и Гек» читали? Молчание… В одной из групп мне сказали — в школе этого не проходят. Это тоже не совсем так. В 2013 повесть «Тимур и его команда» была включена в список «100 книг для школьников», рекомендованных Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.
Но если даже школу оставить в стороне, то как же семья? Почему родители не рекомендуют детям эти книги? А ведь именно в определенном возрасте формируется характер. И вопрос не только в культуре, сколько в том, какими вырастут ребята и девчонки — смелыми, сильными духом, готовыми помочь ближнему или плохишами? Вопрос не к молодежи, а к нам с вами.
И это лишь два небольших примеров. Общая картина очень скверная. На уровне вуза можно как-то смягчить процессы культурной архаизации. Для этого по каждой дисциплине помимо учеников студенты должны освоить обязательный корпус художественной литературы. Именно так было на истфаке МГУ: например, сдать новую историю Европы было просто невозможно, не прочитав романы Дюма, Гюго и Бальзака. Я уже не говорю про историю СССР всех периодов.
Желательно, чтобы такой подход был закреплен в нормативах вуза. Ну и, конечно, в отсутствии необходимого внимания к чтению со стороны школы именно семья формирует культурный фундамент.
А вы что думаете?
Свежие комментарии