Он утверждал, что именно она является главным примером безнравственного поведения и что ей не может быть никакого оправдания.
Он даже приводил пример с человеком, который предоставил убежище другу, преследуемого убийцей. Последний стучит к нему в дверь и в категоричной форме спрашивает, не в этом ли доме скрывается беглец. По Канту, нравственный долг повелевает сказать убийце правду.
Это настояние философа принципиально. И, конечно, не все с ней согласились. Бенжамен Констан, современник Канта, поставил его бескомпромиссную позицию под сомнение. Обязанность говорить правду, утверждал французский мыслитель, применима только к тем, кто имеет право на правду, а убийца такой правды явно не заслуживает.
Тогда Кант ответил, что ложь убийце неправильна не потому, что вредит ему, а потому, что нарушает принцип права: «Правдивость в показаниях, которых никак нельзя избежать, есть формальный долг человека по отношению ко всякому, как бы ни был велик вред, который произойдёт отсюда для него или для кого другого».
Правда, утверждал он, не имеет отношения к последствиям, она — вопрос принципа. Любая ложь разрушает источник права, а значит, правдивость есть «священная, безусловно повелевающая и никакими внешними требованиями не ограничиваемая заповедь разума».
Таким образом, Иммануил Кант доказал, что философия решает даже самые сложные проблемы, вроде людей, которые лезут тебе в гости.
Свежие комментарии