помнится, Prof. Mattias Desmet упоминал эту книгу в своём выступлении
Выражение «банальность зла» впервые появилось в книге Ханны Арендт “Эйхман в Иерусалиме”, посвящённой нацистскому преступнику.
Смысл его, конечно, не в том, что зло банально, а в том, что банальны носители, инициаторы зла. И в двадцатом веке было достаточно подтверждения того, что ответственность за грандиозные злодеяния несут не демонические сверхлюди, а вполне заурядные личности.
Тот же Адольф Эйхман, которому Арендт посвятила свою работу, был по складу психики обычным бюрократом, бездумно выполняющим свои административные функции, связанные с массовым убийством. Ему, в сущности, было абсолютно всё равно, куда отправлять людей, — в санаторий или в газовую камеру.
В этом и проблема с такими, как Эйхман. Они зачастую не являются ни извращенцами, ни садистами, а, по словам всё той же Арендт, «были и есть ужасно и ужасающе нормальными», чьё поведение мотивировано самыми примитивными желаниями и страхами. В конечном счёте, эти люди творят зло в силу интеллектуальной и моральной опустошённости.
Банальность их слов и поступков выявляет то, что в христианской этике издавна рассматривалось как несубстанциальность зла: зло заполняет пустоты.
Другими словами, злу для осуществления нужны полые люди.
Свежие комментарии