«В исторической литературе долго дебатировался и не был решен вопрос: а почему именно Москва, а не Тверь, не Владимир, не Смоленск, не Рязань, не Новгород оказалась центром объединения России?
Некоторые приводили географические основания к тому.
Но Москва нисколько не в лучшем положении, чем Тверь.
Другие историки выдвигали объяснения экономические.
Нам кажется, что решающим оказался момент случая, а именно: дружба митрополита и великого князя.
Русские люди, уже ощутившие себя русскими, испытавшие опасность со стороны языческой Литвы, католической Польши и полуязыческой, полумусульманской Орды – они были объединены не верностью своему князю: потому что князей было много, и непонятно, какого предпочитать.
Общей у них была принадлежность к православной вере.
Не теократия, когда папа, как наместник святого Петра, управлял всей Западной Европой или, по крайней мере, пытался управлять ею, более или менее неудачно. А идеократия.
То есть идея православия, слугой которого был митрополит, глава всей православной церкви на Руси, – она оказалась всем ясна и понятна.
И потому можно было иметь тверской, новгородский, рязанский патриотизм или какой-нибудь еще, но этому патриотизму оказывалась грош цена: ты переезжал в другое, соседнее княжество, и ты, стало быть, менял уже и патриотизм.
А вот принадлежность к православию – цементу, который объединял все русские княжества, была одна у всех. И поэтому Москва пользовалась наибольшим уважением среди прочих княжеств.
Так что не будет ошибкой сказать: православие было основой объединения Руси».
Свежие комментарии