Михаил Богданов: Меня спрашивают, чем плох ЕГЭ и существующая модель организации приема в ВУЗы.

Негативные следствия внедрения ЕГЭ в России, с которыми мы имеем дело сегодня:

1. Вся система обучения в школе по факту стала подчинена задаче «сдачи ЕГЭ/ОГЭ», что превратилось в натаскивание на овладение навыком решения заданий КИМ, а не освоение учебной программы. Шаг в сторону от алгоритма решения задания ставит современного массового выпускника школы в тупик.

2. В силу специфики экзамена (из школы нельзя выпустить ученика без аттестата — это рассматривается как неэффективное использование средств бюджета), нижний порог прохождения экзамена неуклонно снижается. Именно поэтому введен «профильный» и «базовый» экзамен по обязательной математике. «Базу» в 11 классе сдаст и освоивший 7 классов школьник. Порог по русскому так же низок. Вследствие чего большинству ВУЗ-ов приходится заново обучать студентов по школьной программе, вводя специализированные «подтягивающие курсы» на всех факультетах, включая технические и естественнонаучные.

3. Регионы (Москва в частности) начали внедрять практику официального натаскивания на ЕГЭ, «заканчивая обучение по программе во второй половине 11 класса».

4. Плата за подготовку к поступлению теперь касается практически всех выпускников в стране. Оплата репетиторов оказывается дешевле платного обучения в ВУЗе и поэтому родители выбирают именно оплату репетиторов, поскольку школа подготовить к высокобалльным результатам не может (не хватает учебных часов). На этом фоне развился огромный бизнес на ЕГЭ/ОГЭ/ВПР — курсы, репетиторы, книги по подготовке — все это стало обязательной статьей расходов семьи.

5. Дети не выбирают осознанно и целенаправленно профессию, а идут туда, куда приведет ЕГЭ.

6. Статистика, которую позволяет выдавать ЕГЭ руководству страны — сплошь фальшивая. Она не отражает ничего, кроме того, что какое-то число детей на какой-то балл сдали ЕГЭ. Но что они знают и умеют (кроме умения сдавать ЕГЭ) — никто не знает.

7. ВУЗы признают, что «принимают на 1 курс инопланетян». По факту каждый новый первый курс для них — это испытание на способность хоть как-то привести случайно попавших к ним студентов к единому уровню. Сегодня широко распространена практика «подтягивающих курсов» в ВУЗах, направленных на прохождение школьной программы! На это уходит не менее года (из всего-то 4-х лет обучения профессии!).

8. ОГЭ, как «экзамен», не влияющий на оценку в аттестате, проводится лишь для формального соответствия нормам законодательства и обеспечивает возможность выдать аттестат практически всем выпускникам 9-х классов. Он имеет в качестве «проходных» требований столь низкие показатели, что лишает его всякого смысла и расхолаживает выпускников, сея недоверие к учителям, которые проявляют требовательность к знанию по своим предметам.

Перечисленные проблемы носят системный характер. Избавить от них имеющийся механизм проведения государственных экзаменов невозможно, любые «косметические» изменения не избавят отрасль образования от системных ошибок, заложенных в его фундаменте.

В то же время, совсем катастрофическим было бы решение заменить ЕГЭ и другие экзамены на систему учёта портфолио школьника.

Что предложить взамен — надо обсуждать. Причем, как правильно сказал Мишустин — внимательно и профессионально, чтобы не наломать дров.

источник

Share

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.