В Кронштадте высится громадный собор — в золоте, мраморе, последний собор Российской империи, где на стенах начертаны имена кораблей и экипажей, погибших в Германскую войну. Перед храмом — великолепный памятник адмиралу Макарову. Могучий, бородатый, как морской бог, стоит он на скале, окружённый якорями, а на пьедестале — его знаменитое изречение «Помни войну».
Царь Николай не «помнил войну». Были парады на Марсовом поле, гарцевали кавалергарды, множились торжества, фейерверки. Но когда разразилась война, фейерверки погасли. Японские броненосцы разгромили под Цусимой тихоходную, с устаревшими пушками русскую эскадру вице-адмирала Рожественского, не знающего тактики современного морского боя.
Адмирал Макаров на броненосце «Петропавловск» погиб под Порт-Артуром. А вместе с ним погиб великий русский художник Верещагин, который шёл в рядах русской армии в Средней Азии, на Балканах и на Дальнем Востоке. «Помни войну» — звучал голос Макарова из глубин океана.
Забывший войну Николай проиграл Империю и ужасной смертью погиб в подвале Ипатьевского дома.
Сталин «помнил войну». Он готовился к неизбежной схватке с фашизмом. От пятилетки к пятилетке, он возводил могучую индустрию, создавал армию, строил новое оружие, готовил резервные площади на Урале и в Сибири, кладя бетонные плиты, на которые в 1941 году перенеслись и сели станки с заводов Белоруссии и Украины. Он разгромил оппозицию, чтобы та не всадила нож в спину воюющей стране. Он стал творцом идеологии войны и победы. Поручил композиторам написать военные песни и марши. Кинорежиссёрам — снять военные фильмы. Сделал Пушкина самым знаменитым советским поэтом.
Сталин «помнил войну» и потому одержал Победу.
Российская власть не «помнила войну». Слишком полюбила парады, танковые биатлоны, юбилеи, торжества. И армия, которой обладала Россия, оказалась не подготовленной к войне, слишком мала и слабо обучена.
Промышленность, пройдя сквозь разрушительные гайдаровские реформы, была не готова оснастить армию современным вооружением. У армии не оказалось боеспособного офицерского состава.
Гигантские деньги, в которых так нуждались бедствующий народ и военная индустрия, уплыли за рубеж и там утонули навеки.
Олигархи, почитаемые как элита страны, присягнули врагу, жертвовали миллиарды на оснащение враждебной армии. Либеральная интеллигенция, которая вытеснила патриотов из образования, культуры, информационной сферы, эта едкая, презирающая Россию интеллигенция ускользнула за рубеж и оттуда квелит Россию.
Идеология пацифизма, обожание Запада, презрение к собственной истории разрушили глубинное, жившее в народе оборонное сознание. И теперь с опозданием, сквозь слёзы и кровь мы начинаем «помнить войну».
Псково-Печерскому старцу Иоанну Крестьянкину явился Иисус и сказал: «Никого не вини. Молись. Будь всегда и во всём очень осторожен».
Не винить, не впадать в истерику, не разбрасывать направо и налево панические вопли о поражении. Но воевать и трудиться, сжав зубы, сделать каждому, что в его силах, чтобы одержать Победу, приближая её пулемётом, токарным станком и молитвой.
Выдержка, осторожность, бдительность. Чтобы неточный приказ не привёл к напрасным жертвам. Чтобы глумливое словцо не подорвало волю и дух генерала. Чтобы хохочущие попугаи шоу-бизнеса не оскорбляли слёз солдатских погребений.
Страна выходит из беспамятства и начинает «помнить войну». В войне, которую ведёт сегодня Россия с беспощадным могучим Западом, сражаются не только системы оружия, не только солдаты и генералы, не только военные стратегии и оборонные технологии. На этой войне сражаются образы и смыслы. Необходимо воссоздать образ России — победной и прекрасной, мечтающей о справедливости социальной и божественной. Страны, образ которой незримо присутствует в душе каждого человека в России. Образ, что вспыхивает в минуты предельной опасности и делает обывателя героем, а правителя — светоносным победителем.
Пусть художник придёт на войну и как Верещагин рисует русского солдата во всём его грозном светоносном величии. Пусть придут на войну музыканты и композиторы, создадут свои песни и симфонии, подобно Шостаковичу и Лебедеву-Кумачу. Пусть писатели и поэты спустятся в окоп, напишут поэмы и повести среди посвистов реактивных снарядов, как это делали Шолохов и Симонов.
Образ солдата, образ армии, образ лидера — это оружие не менее мощное, чем фрегат «Адмирал Горшков», оснащённый «Цирконами». Необходимо сформулировать смыслы, которые побуждают российского человека покидать родной порог и идти воевать, рабочих на танковых конвейерах — трудиться денно и нощно в три-четыре смены, волонтёров — собирать по крохам народные деньги и посылать на фронт в окопы коптеры и бронежилеты. Смыслы, которые побуждают Юлию Чичерину петь в донецких окопах свои восхитительные победные песни, а Геннадия Животова, почти единственного из нынешних художников, рисовать свою военную графику. Эти смыслы содержатся в Вероучении Русской Мечты — мечты о России бессмертной, небесной, божественно справедливой.
Эти смыслы провозглашает Религия справедливости, которая в Донбассе защищает жителей Донецка и Луганска от попрания и истребления. Сочетает воедино безжалостно рассечённый народ. Возвращает России бессовестно отобранные территории. Сражается с тёмной, вековечной угрюмой силой, идущей с европейского Запада на русский Восток, силой, желающей превратить Россию в огромную пустыню между трёх океанов, посыпать её солью, чтобы здесь никогда ничего не росло. Залить бетоном и на этом бетоне построить новый вселенский Лас-Вегас, где сверкают огнями сатанинские казино, и пришедшие в это казино народы мира неизбежно проигрывают.
В печах войны сгорает дымный хворост.
Встаёт над миром сумрачная муть.
Грохочущий России бронепоезд
Вновь покидает свой запасный путь.
Свежие комментарии