Последний столп либерализма, о котором мы должны поговорить — это, разумеется, экономоцентризм. Стоит отметить, что эта идея несколько отличается от тех, что мы рассматривали ранее — отличается своей большей ориентацией на материальное.
Как можно догадаться из самого термина, экономоцентризм — это восприятие экономики, как первичной сферы общества. Всё, что связано с производством товаров, услуг, финансовыми операциями, накоплением богатства признается главным в обществе. А все остальные сферы (политика, идеология, религия, культура) объявляются вторичными, и необходимыми лишь для максимально эффективного функционирования первой.
Идею экономоцентризма и главенства экономического роста заложил еще Адам Смит в своем трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов». В нём он критиковал меркантилизм, протекционизм и всячески продвигал идеи о максимальном невмешательстве в экономические процессы. Также он занимался апологетикой индивидуалистического подхода к жизни, полагая, что именно эгоистическая забота каждого о себе приведет к общему развитию.
Этот подход в полной мере был воплощен в идеологии классического либерализма. Буржуазия, мечтавшая лишь об увеличении прибыли, была крайне рада этому политическому проекту. Итогом его стало колоссальное имущественное расслоение и фактическое бесправие рабочих. Это привело к стремительному росту коммунистических и социалистических идей. В частности, именно на этом вырос Маркс.
Марксизм же, несмотря на заявленный антагонизм по отношению к либерализму, всё так же остается экономоцентричным. Причем, даже побольше, чем либерализм. Чего только стоит марксова формационная теория, которая буквально провозглашает экономику двигателем истории. Коммунистический же проект также действует в этой логике, буквально обещая неограниченное благосостояние всем и каждому.
Для людей, занятых чисто в экономической сфере, данные проекты, безусловно, притягательны. Даже больше — они им напрямую выгодны. Но тем не менее, их реализация обществу несёт вред. И казалось бы, почему? Что плохого в экономическом развитии?
И строго говоря, в нём самом по себе плохого действительно мало. А вот его возвеличивание, как и вынесение экономики на первый план в целом — действительно опасный шаг. Да, экономоцентричное общество очень успешно в плане материального развития. Но… что потом с ним делать? Со всем этим богатством. Ради чего мы копим деньги и развиваем производство? Чтобы просто было? Ведь экономоцентричные идеи не задают нам никакой глобальной цели, ради которой мы должны стремиться экономическому росту.
Зато на алтарь максимизации прибыли легко кладутся традиции, культура, мораль, национальная честь. Да и сами народы, чего уж мелочиться. Большевики-марксисты ради «светлого будущего в изобилии» пустили под откос тысячелетнее наследие русского народа. Современные капиталисты лоббируют «прогрессивные ценности» (феминизм, мигранты, ЛГБТ) для увеличения прибылей, убивая традиционную европейскую культуру и ставя под угрозу существование самих европейцев.
Поэтому никакая идеология, выводящая экономику в «главную роль», не должна существовать в России будущего. Роль экономики — это обслуживание глобальных целей собственного народа. Того, ради чего этот народ существует. Экономическое развитие, безусловно, необходимо, но лишь в той мере, в которой это соответствует национальным интересам и проектам.
Поэтому мы — противники экономического доктринёрства и не считаем нужным придерживаться какой-либо экономической школы. Экономическая система должна быть крайне гибкой и динамичной, уметь подстраиваться под цели и внешние обстоятельства. Ориентация на рынок или на план, милитаризация экономики или конверсия военного производства и многое другое — все эти дилеммы должны решаться в четком соответствии с глобальной национальной идеей и этапами ее воплощения.
Роль экономики — служить. Эту истину, к сожалению, многие стали забывать. Но мы напомним.
Свежие комментарии