Федор Михайлович Достоевский – это не просто блестящий великий русский писатель, это человек, который во многом определил развитие духовной жизни русского и многих других народов. Это человек, который способствовал совершенствованию нашего архетипа национального сознания.
И здесь мы сразу приходим к Ф. М. Достоевскому, к злободневной актуальности его литературного наследия уже как наследия духовно-нравственного.
Как никогда ранее актуализировались ныне для нас понимание Достоевским личности человека, его души, ориентация гениального писателя на иное, чем в европейской культуре, видение человека, когда человеческая личность не сводима к природе и способна любить до самопожертвования. Именно Достоевский, создавая художественные образы, гениально показал, что любовь предполагает свободу, которая не разрушает ни мирового порядка, ни рациональной логики – она их превосходит, поскольку она богочеловечна. Достоевский видит в свободе сокровенную суть человека. Кардинал Томаш Шпидлик, назвав писателя пророком свободы, выделяет безграничность свободы у Достоевского, когда каждое ущемление свободы, даже минимальное, ощущается как оскорбление достоинства личности.
Иногда может показаться, что для предотвращения серьезных бед следует ограничить свободу, дабы помочь человеку осуществить свой выбор, ограничить свободу рамками, в которых он никому не мог бы нанести вреда. Именно такое решение Великий инквизитор предлагает Христу в романе «Братья Карамазовы»: «…ныне эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили ее к ногам нашим»; «нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается». В?ответ на всю его аргументацию Христос молчит: потому что Он Сам, напоминает о. Т. Шпидлик, есть полная и безграничная свобода. Достоевский напоминает современному человеку, что только свобода созидательна и преобразовательна, богочеловечна и кенотична. Эти основания общества исчезнут, если погубить в человеке человеческое.
Вряд ли кто-то сомневается, что поворот в мировоззрении Достоевского произошел в период пребывания его на каторжных работах в Омске, а его «Записки из мертвого дома» знаменовали собой этот поворот. «Одиночками были заточены в Сибири Радищев и Чернышевский». «“Своим” обществом отправились на каторгу декабристы. Достоевский был на каторге с “народом”. Он узнал народ не в совместной, пусть страшной борьбе на ратном поле, не в созидательном, пусть тяжком труде на поле сельском, – там, на каторге, укрепилась его вера в русский народ. Более того, она родилась там. Она прошла через все, и подорвать ее не могли ничто и никто» – это слова Н.Н.?Скатова, блистательного литературоведа, выдающегося руководителя Пушкинского дома и Пушкинского фонда «Классика».
Ф.М. Достоевский был глубоко православным человеком и отвергал нигилизм с его принципом «Если нет Бога, то все дозволено». Писатель гениально показал, к какой бесовщине приводит такой взгляд на жизнь. Совсем не случайно ныне глава Российского государства указывает на проявления этой бесовщины в навязывании Западом через международные организации отказа от традиционных семьи и брака, от самих понятий «отец» и «мать», «мужчина» и «женщин», что можно в течение своей жизни менять пол мужчины на женский, женщины на мужской, что должны признаваться и три, и четыре, и другие полы, что семейное воспитание подлежит замене ювенальной юстицией. Отсюда огромное значение того, что в прошлом году в России конституционной реформой укреплены традиционные ценности, что подтверждена непрерывность и преемственность истории, преемственность Российской Федерации от СССР, унаследование нами от предков идеалов и веры в Бога. Конституционно закреплена обязанность государства защищать семью, материнство, отцовство, детство и брак как союз мужчины и женщины.
Трудно сказать, чего было больше в позиции Президента РФ – храбрости или отчаяния, когда он демонстративно пошел против требований «цивилизованного Запада». Но ситуация такова, что, не оставшись на позициях наших традиционных ценностей, мы действительно погибнем.
Религиозная духовность Достоевского обусловлена исключительно значимой для русской самоидентификации национальной традицией. В традиции как таковой не случайно видят соработничество Бога и человека. Следует согласиться с тем, что традиция – это особый, фиксированный в символах опыт социальности, которая получает свою жизненную силу от установления особой – символической связи человека с Богом, благодаря чему устанавливается механизм воспроизводства социальности, своего рода вечный двигатель для социальных форм бытия. Потому отказ от традиций, их забвение или подчеркнутое игнорирование ведут к прекращению существования соответствующей нации, поскольку именно традиция создала этничность. Забвение традиции ведет к перерождению общества, поскольку именно традиция формирует его характерные признаки и элементы.
Деградация мирового порядка, начавшаяся с безнаказанной агрессии стран НАТО против Югославии в 1999 г., выступает прямым результатом изменившихся мировых процессов, тем более что глобализация в разных сферах мирового пространства протекает не спонтанно и стихийно, а как продуманная и согласованная глобалистами программа. Транснациональными корпорациями запущен в работу проект управляемого хаоса. Деградация международных отношений переросла в паралич международного права прежде всего вследствие духовно-ценностного перерождения гуманизма и многовекового доминирования в праве позитивизма. Можно согласиться с утверждением, что международные отношения в современную эпоху пришли не к кризису международного права, а к кризису его правоприменения, суть проблемы при этом не меняется: международное право не работает или становится несправедливым. Аналогичный процесс происходит в национальном праве тех государств, где нормотворчество отрывается от духовно-нравственных заповедей, где правоприменение строится безотносительно соответствия законов естественным правам человека и духовно-нравственным традициям общества.
Не случайно трансформации государств и мирового порядка ныне означают не просто сдвиг баланса сил или научно-технический прорыв. Человечество столкнулось сегодня, подчеркивает Президент РФ В.В. Путин, с одновременными системными изменениями по всем направлениям??– от усложняющегося геофизического состояния нашей планеты до все более парадоксальных толкований того, что есть сам человек, в чем смысл его существования. В словах Президента РФ нельзя не увидеть отсыла к категоричности Ф.М. Достоевского: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить».
В духовной культуре многих народов, благодаря Ф.М. Достоевскому, окрепли нравственный смысл жизни человека, духовные приоритеты и ценности, сформировалось понимание, как в повседневной жизни различаются добро и зло, сколь многогранны обличья того и другого. Достоевский, как искренне верующий в Бога человек, строил свое видение человека и общества на христианских принципах, актуальность которых ныне возрастает для государства и права.
Сегодня, к сожалению, под влиянием неолиберального экономического фундаментализма, продолжительного отказа от традиционных ценностей в России утрачена эффективность государственного управления, в том числе потому, что, по воле некоторых российских должностных лиц, не нужно изучать в школах «слишком сложного» Достоевского. Между тем читать Достоевского надо, дабы «душа повзрослела», иначе не поднять самосознания российского общества до высот русской и мировой мысли. Общественное сознание ныне раздавлено окололитературным ширпотребом. Глянцевыми журналами и попсовой квазикультурой культивируется не способный размышлять человек цифровой эпохи. Отсюда и кризис управления: на руководящие должности назначают верных, а требуют как с умных.
За минувшие 35 лет Россия оказалась в ситуации опасной разбалансированности власти. Лишь сейчас предпринимаются шаги по укреплению государственной власти в стране. Конституционная реформа своими институциональными изменениями тому способствует. И не надо опасаться империи, имперского идеала – надо стремиться к ним. Настоящие империи – это государственные формы цивилизаций. Российская держава всегда была цивилизационным союзом славянских, тюркских, угро-финских, кавказских и иных народов, скрепленном Православием, русским языком и воплощенным в русской литературе общим самосознанием.
Говорить о современных смыслах Достоевского, о раскрытии им роли личности человека можно бесконечно. «Разве в безличности спасение? Напротив, напротив, говорю я, не только не надо быть безличностью, но именно надо стать личностью, даже гораздо в высочайшей степени, чем та, которая теперь определилась на Западе… Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест, на костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности» – звучит голос писателя в «Зимних заметках о летних впечатлениях». Духовное наследие великого писателя многогранно, причем одни грани высвечены в «Униженных и оскорбленных» или «Идиоте», другие – в «Преступлении и наказании» или «Братьях Карамазовых». Достоевский не статичен. Поучительна сама динамика его взглядов. Если попытаться в нашу эпоху цивилизационных потрясений, меняющих государства и сам мировой порядок, выделить конкретные духовно-нравственные уроки Ф.М. Достоевского для современного человечества, то среди основных могут быть названы:
— во-первых, принцип богочеловеческой природы личности, означающий ее неизменность и неприкосновенность. Достоинство и свобода личности не могут приноситься в жертву никаким технологиям, общественным потребностям или интересам цифровой революции. Прямым упреком нам из XIX в. звучат слова Ф.М.?Достоевского о том, что «ныне воюют не столько оружием, сколько умом»;
— во-вторых, общество только тогда благополучно, когда опирается на Закон Христовый, становящийся внутренней природой человека, и духовно-нравственные традиции народа, строится на достоинстве и свободе личности, доброте и сострадании. Отношения, созидающие личность, распространяются на весь сотворенный космос, формируют всеединство человечества. В заключительной части «Преступления и наказания» в образе последствий нашествия «неслыханной моровой язвы» ярко показана безнадежность устройства судьбы человечества на утилитарных принципах рациональной теории;
— в-третьих, человек есть личность. Свобода личности есть основа и принцип жизни как отдельной личности, так и любого народа. Личность формируется в процессе свободных отношений, как и сами народы складываются в ходе сознательной деятельности людей. Чтобы соучастие личности в жизни общества не принижало индивидуального достоинства, основой общей жизни должна быть любовь между личностями, а не внешние законы или интересы общества как такового. При этом Достоевский последовательно указывает на иррациональность природы личности, на невозможность путем одних логических выкладок осмыслить ее значение и место в обществе и государстве;
— в-четвертых, зло направлено не столько против «природы» человека, сколько против личности, оно посягает на главные качества личности: свободу, истину, добродетель, целостность. Эгоизм, как грех, разрушает существеннейший элемент личности – связь с Богом, с другими, с космосом. Не случайно Шигалев в «Бесах», представляя на сходке свой план социального переустройства, объявляет: «…система моя не окончена. Я запутался в собственных данных, и мое заключение в прямом противоречии с первоначальной идеей… Исходя из безграничной свободы я заключаю безграничным деспотизм. Прибавлю, однако, что, кроме моего разрешения общественной формулы, не может быть никакого»;
— в-пятых, нравственность общества должна опираться на религиозные ценности народа. Едва ли не во всех своих романах Достоевский показал тщетность усилий найти этический критерий устройства судьбы человека вне религии. Общество, объединенное любовью, – это прежде всего Церковь. Даже истинное познание может быть только духовным, оно отождествляется с верой. Воцерковление, принадлежность к Церкви прямо противостоит греху, который у Достоевского есть эгоизм. В плане развития современного государства и права отсюда проистекает дополнительное обоснование важности конституциализации в нравственном государстве духовно-нравственных принципов и институтов, создания конституционных органов духовно-нравственного надзора над публичной властью;
— и наконец, шестое: традиция была и должна оставаться фундаментом общественного развития. Следование традиции предполагает бережное отношение к исторической памяти и способность к обновлению в рамках сохранения целого прошлого. Это особенно значимо при государственном строительстве и международных отношениях, поскольку модерн и постмодерн провоцировали и провоцируют политико-правовые трансформации, оторванные от культурной среды конкретного общества.
Ф.М. Достоевский многократно и многогранно в разных аспектах выразил в своем творчестве русский цивилизационный код, культурно-исторические особенности России, но так, что размышления над ними имеют и ныне всечеловеческий смысл. В?романе «Братья Карамазовы», завершая речь Алеши у камня, Достоевский, на мой взгляд, сформулировал кредо русской цивилизации, ставящей доброту и справедливость превыше формального закона, и одновременно сделал это кредо заветом для всеединого человечества: «Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг о друге». В?этих словах должен быть смысл современного государственного строительства и главный принцип мирового порядка.
доктор юридических наук,
профессор, председатель
Российского Общенародного Союза
Свежие комментарии