давно пора..
Председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин заявил, что присоединение России к Болонскому процессу не только не оправдало возлагаемых на него надежд, но и привело к утрате важнейших достоинств системы классического российского и советского образования.
Председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин заявил, что присоединение России к Болонскому процессу не только не оправдало возлагаемых на него надежд, но и привело к утрате важнейших достоинств системы классического российского и советского образования.
«Автоматического признания дипломов о высшем образовании выпускников российских вузов в западных университетах так и не произошло, — подчеркнул Сергей Степашин. — Более того, борьба России за защиту прав населения ДНР и ЛНР привела к беспрецедентной в истории мирового высшего образования дискриминации российских студентов по мотивам их национальности и многочисленным случаям отчисления российских учащихся из школ и высших учебных заведений иностранных государств, в том числе участников Болонского процесса».
Напомним, Болонский процесс — серия встреч на уровне министерств и соглашений между европейскими странами, направленных на обеспечение сопоставимости стандартов и качества квалификаций высшего образования. Болонский процесс назван в честь Болонского университета, где в 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Этот процесс создал Европейское пространство высшего образования в соответствии с Лиссабонской конвенцией о признании.
В России переход на так называемую Болонскую систему привел к созданию бакалавриата и магистратуры. Сторонники такой системы считают, что она делает процесс получения образования более гибким: закончив бакалавриат студент может поступить в магистратуру уже в совсем другой сфере, и таким образом будут получаться уникальные специалисты. Но это в теории. Критики Болонской системы утверждают, что ей не хватает глубины. Мол, бакалавр по сравнению со специалистом (выпускником вуза по старой системе) получается менее образованным человеком. К бакалавриату сформировалось отношение как к некоему «полувысшему» образованию. Магистратура не исправляет ситуацию, тем более, что часто процесс обучения в магистратуре становится формальным. В итоге современным выпускникам вузов не хватает фундаментальных знаний.
Сергей Степашин полагает, что в скорейшее время нужно поднять вопрос о возвращении в систему российского высшего образования классических вариантов: специалитета и аспирантуры. «На протяжении долгих лет Россия и СССР выпускали огромное количество первоклассных специалистов, что подтверждается высочайшим уровнем российской и советской науки и промышленности, — сказал он. — Поэтому необходимо все преимущества Болонского процесса и классической школы сохранить и усовершенствовать под современные реалии».
С момента вступления России в болонский процесс прошло достаточное количество времени, чтобы можно было подвести итоги реформирования отечественной системы высшего образования. «И они, на мой взгляд, не оправдали ожидания. Думаю, пришло время для выхода России из Болонского образовательного процесса», — резюмировал председатель Ассоциации юристов России.
Свежие комментарии