Надо же, какое неожиданное открытие! Сопротивление QR-кодам и локдаунам, оказывается, не сильно связано с вакцинацией! Вот это — поворот! )
Сопротивление QR-кодам в Петербурге усиливается: в минувшую субботу антиваксеры буквально штурмовали Эрмитаж, отказавшись предъявлять охраннику сертификаты о вакцинации, а 25 января участники движения «барного сопротивления», возглавляемого Александром Коноваловым, пытались прорваться в закрытые заведения на улице Рубинштейна. Такие протесты характерны и для других городов России — в ноябре, например, в Волгограде подвергся атаке возбуждённых граждан офис Роспотребнадзора.
Высокий градус сопротивления QR-кодам — неожиданный феномен российской общественной жизни. Ведь россияне по важным политическим поводам возмущаются редко и недолго (в отличие от Западной Европы, где любое значимое политическое решение вызывает недовольство какой-то части людей), и экономические трудности, будь то рост цен или потери малого бизнеса во время локдаунов, тоже переносят терпеливо. Почему же противоэпидемические меры вызвали у граждан непривычно бурную протестную реакцию?
Опрошенные РБК Петербург эксперты сходятся в том, что волна возмущения направлена не только на QR-коды. Однако они по-разному оценивают, с чем именно и почему так яростно, борются противники прививочных сертификатов.
Мария Мацкевич, старший научный сотрудник Социологического института РАН:
«Сопротивление вакцинации и — особенно — введению QR-кодов оказывают очень разные люди. Среди них есть те, кто гордятся своим критическим отношением к происходящему и приводят аргументы против вакцинации; есть и те, кто не против вакцинации, но против ограничительных мер властей. Наконец, есть те, кто и против вакцинации, и против ограничений. Это люди разного образования и профессий — и малообразованные, и ученые со степенями; есть и врачи, и даже чиновники.
Во многих странах сильным аргументом в пользу вакцинации и ограничений является забота об окружающих — прививаться и носить маски нужно не только для себя. Забота о других — одна из базовых ценностей и поддерживается многими людьми, согласно международным исследованиям. Там это обстоятельство сильно ограничивает круг протестующих.
В России большинство настроено очень индивидуалистично и недоверчиво. Сограждане не слишком верят и ученым, и политикам, и властям, и вообще тем, с кем лично не знакомы. И, в общем, мало кто чувствует обязанность заботиться о других.
Ряд исследований показывают, что доверие к властям в той или иной стране — важный фактор готовности вакцинироваться и подчиниться ограничениям, но не единственный. Еще один фактор (по некоторым данным — основной, по другим — один из существенных) — это склонность доверять другим или, наоборот, относиться с подозрением.
Высокий уровень недоверия и индивидуализма, как показывает, например, Всемирное исследование ценностей или Европейское социальное исследование, отличают нас от многих других стран Европы и Америки. В результате, при оценке практически любой информации люди изначально подозревают, что им врут.
В то же время в истории с коронавирусом информация и сама ситуация меняются очень часто, порой радикально. В том числе, взгляды специалистов меняются — носить или не носить перчатки, носить или не носить маски на улице, носить маски или респираторы, как часто нужно прививаться, как долго длится иммунитет, можно ли заболеть повторно и т.д. Многие люди, особенно далекие от науки, не справляются с таким бурным информационным потоком. Изменение рекомендаций, новые сведения, сдвиги в позициях ученых и медиков становятся поводом не доверять не только конкретным сведениям или экспертам, но и науке в целом.
На основании данных российских опросных кампаний, которые находятся в публичном доступе, можно достаточно уверенно утверждать — противников локдаунов и введения QR-кодов существенно больше, чем тех, кто не готов привиться. Свежие данные ВЦИОМа говорят, что введение таких кодов стоит на первом месте среди мер, которые причиняют неудобства и раздражают. Стоит отметить, что вакцинацию как повод для раздражения упоминают вдвое реже.
Чувствуют неудобства и раздражены в том числе избиратели, которые исправно ходят на выборы и вполне лояльно голосуют. По опросам прослеживается явное соответствие между волнами пандемии и степенью оптимизма/пессимизма россиян. Большинство ждет от государства поддержки и заботы. Но при этом — не принимает вмешательства государства в свою частную жизнь. Такое отношение можно назвать «социальной дистанцией» (выражение неточное, но вошедшее в обыденную речь эпохи «ковида») с гораздо большим основанием, чем пресловутые полтора метра.
Люди, в целом лояльные государству, живут по своим представлениям, в рамках которых прививки считают частной жизнью. Россияне не протестовали открыто, когда прививаться уговаривали. Когда дошло до обещаний, что прививка будет обязательной, до угрозы увольнений, введения QR-кодов, начались публичные эксцессы. Недовольство до сих пор в основном пассивное, но упорное. Вплоть до того, что некоторые согласны уволиться — лишь бы не прививаться.
Представления россиян о том, что такое частная жизнь, где проходят ее границы, границы права принимать личные решения и права государства в них вмешиваться — защищаются гораздо сильнее, чем ожидалось».
Подготовили: Владимир Грязневич, Юлия Воробьева.
Свежие комментарии