Перевод выступления Prof. Mattias Desmet, часть 1

Prof. Mattias Desmet: Медиа играют важную роль в формировании массового сознания и тоталитарного мышления, это правда. Конечно, не только медиа, должны быть очень специфичные условия для того, чтобы формирование массового сознания и тоталитарное мышление возникло в обществе.

  • первое — наличие большого числа социально изолированных людей, которые испытывают недостаток социальных связей,
  • второе — наличие большого числа людей, которые испытывают недостаток смысла в своей жизни,
  • третье — наличие общей, неопределенной тревожности среди людей,
  • и, наконец, общая и нереализованная агрессия, часто вызываемая тремя вышеупомянутыми причинами.

Нечто подобное было перед Второй мировой в нацисткой Германии, или в первой части XX века в Советском Союзе.

Dr. Reiner Fuellmich: вы — психоаналитик, психотерапевт, читающий лекции профессор Гентского университета в Бельгии, и вы специализируетесь на механизмах формирования массового сознания и тоталитарному мышлению, верно?

Prof. Mattias Desmet: я — профессор Кафедры психоанализа и клинического консультирования Гентского университета в Бельгии, а также имею степень магистра в области статистики. Но этот кризис я рассматривал с точки зрения психологии масс.

Хотя, в начале кризиса я изучал статистику и цифры, и, вообще-то, я знаю, что они были нагло  не достоверны. Но, в то же самое время, люди продолжали верить им и следовать общепринятому (прим. пер. мэинстримному?) нарративу.

Поэтому я стал изучать это с точки зрения психологии масс. Потому, что я знаю, что технологии формирования массового сознания оказывает огромное влияние на интеллектуальные и когнитивные способности человека. У меня было ощущение, что только этим можно объяснить, почему высокоинтеллектуальные люди начали верить в нарратив и цифры, которые во многих отношениях были совершенно абсурдными.

Dr. Reiner Fuellmich: Итак, что это, с вашей точки зрения, отдельно от мэинстрим медиа, что это за иллюзии для столь большого количества людей? Ведь они не видят реальности, а видят совершенно другую картину, совсем не то, что происходит на самом деле.

Prof. Mattias Desmet: 4 вещи должны существовать, быть на месте, чтобы такой крупномасштабный феномен появился.

  • первое — наличие большого числа социально изолированных людей, которые испытывают недостаток социальных связей,
  • второе — наличие большого числа людей, которые испытывают недостаток смысла в своей жизни,
  • А третье и четвертое условия заключаются в том, что (прим. пер. среди населения) должно быть много беспричинной  тревоги и  психологического недовольства.

Когда у вас в обществе широко распространены эти 4 вещи — общество рискует, что появится феномен формирования массового сознания.

Эти 4 условия существовали прямо перед Корона-кризисом. Было что-то вроде эпидемии выгорания: от 40 до 70 процентов людей описывали свою работу, как «абсолютно бессмысленную».

Это описано в книге «Бессмысленная работа» профессора Гарварда, имя которого я все время забываю, он умер в прошлом году, по-моему.

Люди употребляют огромное, гигантское количество психо-фармацевтических препаратов и это исследование показывает, на сколько это уже было в нашем обществе. В Бельгии живёт 11 миллионов человек и они используют более 300 миллионов доз антидепрессантов (прим. пер. видимо, в год).

Итак, эти 4 условия действительно существовали (прим. пер. вкратце повторяет их). А знаете ли вы, что беспричинная тревога — самый болезненный психологический феномен, который человек может испытывать. Это чрезвычайно больно, вплоть до панических атак, и всех видов чрезвычайных болезненных психологических состояний.

Таким образом, желание людей в этом состоянии – найти нечто, с чем можно было бы связать их тревогу. Они ищут объяснения их тревоге.

И теперь, когда уже есть беспричинная тревожность, и недостаток смысла (прим. пер. в жизни), в популяции, а СМИ предоставляют нарратив, который в любом случае также является объектом беспокойства. И, в то же самое время, СМИ дают стратегию, как действовать по поводу этого объекта беспокойства. Тогда всё беспокойство подключается к этому объекту и люди желают следовать стратегии, иметь дело с этим объектом, не важно какой ценой.

Вот что случилось в начале формирования массового сознания. А затем, на втором шаге, люди начинают коллективную и героическую битву с этим объектом беспокойства. И в этом случае возникают новые виды социальных связей, всё обретает смысл. Внезапно, жизнь оказывается полностью направлена на борьбу с объектом беспокойства и установление новых связей с другими людьми.

Это внезапное переключение из негативного состояния, когда была радикальная нехватка социальных связей — на противоположную, на массовые новые социальные связи, люди получают такой опыт, общаясь в группе единомышленников. И такое переключение является, в некотором роде, ментальным опьянением. И это делает феномен формирования общественного сознания или формирование толпы достаточно точным эквивалентом гипноза.

Таким образом все люди, которых мы описываем, которых изучаем, такое как (прим. пер. перечисляет фамилии исследователей) формулируют примат о том, что формирование массового сознания не похоже на гипноз, а в точности эквивалентно гипнозу. Формирование массового сознания — это вид гипноза.

Итак, что происходит в такие моменты. Когда люди проживают опыт такого ментального опьянения, уже более не важно правилен нарратив или не верен, даже если он неверен самым наглым образом. Важно то, что он ведёт к этому ментальному опьянению, и поэтому люди продолжают следовать этому нарративу. И даже если они могут знать, но даже секундная мысль о том, что нарратив не верен – такая мысль сама по себе им кажется ошибочной.

Это — центральный механизм формирования массового сознания. И это делает разрушение его столь сложным. Потому, что для людей это не важно, что нарратив ошибочен. И что мы все пытаемся сделать – это пытаемся показать постоянно, что нарратив ошибочен. Но для людей это вовсе не то, о чем идет речь. Дело в том факте, что они не хотят вернуться к прежнему болезненному состоянию беспричинной тревожности.

Что мы должны сделать, если хотим изменить такое положение дел? Первым делом нам нужно признать это болезненное состояние, подумать, почему у нас появилось такое состояние недостатка смысла, недостатка социальных связей, беспричинной тревоги, этот набор причин для психологического недовольства.

Постараться объяснить людям, что нам не нужен Корона-кризис, чтобы устанавливать новые социальные связи — мы должны посмотреть на другой путь, как разобраться с психологическими проблемами, которые существовали и до Корона-кризиса. И попытаться найти все решения. Нам не нужен такой массовый феномен (прим. пер. как Корона-кризис), чтобы решить все эти проблемы.

Феномен формирования массового сознания – это симптоматичное решение для реальных социальных проблем.

По моему мнению этот кризис – это прежде всего социальный и психологический кризис, гораздо более, чем биологический.

Таким образом, с точки зрения ментального опьянения можно объяснить и оставшиеся феномены тоталитаризма. Ментальное опьянение ведет к сужению поля внимания, делает так, что люди видят только то, что обозначено нарративом. Например, люди видят жертв коронавируса, но они, похоже, не видят, на когнитивном уровне, причинённый ущерб от локдаунов и всех жертв, связанных с локдаунами.

Им также не доступно на эмоциональном уровне действительно испытывать эмпатию по отношению к жертвам локдаунов. И это не потому, что они очень эгоистичны, это — просто факт для данного психологического феномена.

По факту, в концепции формирования массового сознания, люди вовсе не становятся эгоистичными, а скорее наоборот. При формировании массового сознания фокус внимания настолько сконцентрирован на одной точке, что вы можете забрать у людей всё, психологическое и физическое благополучие, материальное благополучие, вы можете забрать — и они даже не будут знать об этом.

И это — один из главных аспектов феномена формирования массового сознания. И это в точности то же самое, что гипноз, классический гипноз. Когда у загипнотизированного человека внимание сфокусировано на одной точке вы даже можете порезать его плоть — а он не будет знать об этом.

Это — то, что происходит каждый раз, когда гипноз используется, как некоего рода анестезия во время хирургических операций, есть достаточно простые гипнотические приемы, чтобы сделать людей полностью невосприимчивыми к боли. Вы можете безо всяких проблемы порезать их плоть или, в некоторых случаях, даже провести операцию на открытом сердце с разрезом грудной клетки и человек, пациент, не узнает об этом.

Это показывает то, что фокусирование внимания настолько сильно, как при формировании массового сознания, так и в гипнозе, что люди действительно невосприимчивы к личным потерям, переживаниям/опыту, как следствие этого.

Ещё одно следствие, которое справедливо и типично для тоталитарных государств, в том, что люди становятся радикально не толерантными к другим голосам (прим. пер. другим точкам зрения?).

Потому что если кто-то рассказывает другую историю, или кто-то утверждает, что официальная история — ошибочна, тогда этот человек угрожает разбудить загипнотизированного.

Тогда тот, по мнению загипнотизированного, становится злым. Просто потому, что он столкнулся с изначальным беспокойством, изначальным психологическим дискомфортом. И он направит всю свою агрессию на того, кто озвучил эту другую точку зрения.

И, одновременно, они радикально толерантны по отношению к своим лидерам, к людям, кто озвучивает общепринятый нарратив. Эти люди могут обманывать, лгать, манипулировать и вообще делать всё, что хотят — и они всегда будут прощены толпой. Потому, что толпа думает, что они делают это для правильных вещей.

Это — тоже часть механизма формирования массового общественного сознания.

Dr. Reiner Fuellmich: Как вы думаете, это не случайность? Кто в ответе за это, за этот массовый гипноз?

Prof. Mattias Desmet: Хороший вопрос (длинная пауза) я понятия не имею. Я описал,  конечно, этот массовый гипноз, но я не знаю о происхождении его. Иногда делается спонтанно, а иногда это провоцируется искусственно.

Share

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.