Андрей Фурсов: Как сохранить себя в 21-м веке. Советы родителям.

Противостояние системе – штука очень-очень сложная. И здесь нужно представлять, если ты начинаешь противостоять системе, нужно понимать, какие будут последствия. Ну, например, когда меня взяли за горло: вступать в КПСС, я знал, что я этого не сделаю ни за что не по политическим, а по эстетическим соображениям – я не буду бегать в стае и в стаде. Но я знал прекрасно, что я работаю на одном из факультетов МГУ и публичный отказ… А уже дошло до того, что отнекиваться было невозможно. И публичный отказ будет означать, что мне придётся уйти из университета и на работу будет устроиться очень трудно. Тем не менее, я прекрасно понимал, что это единственный выбор, который я могу сделать. Отказаться и уйти. То есть первая вещь, которую человек, который противостоит системе, должен понимать, что он вступает на такой очень серьёзный длительный и психологически сложный путь.

Ребёнку вступить на этот путь очень трудно. В этой ситуации надо максимально снизить давление на него, чтобы она не привела к срыву. Прежде всего, он должен ощущать, понимать, чувствовать, что родители на его стороне, что родители всегда будут на его стороне. И они всегда постараются его защитить против вот этих вещей, которые они считают неправильными. Второе. Ребёнку нужно объяснить, почему это неправильно. Почему? Что это? Вмешательство в частную жизнь. Потому что когда меня спрашивают, например. Что должны сделать родители по отношению к своим детям. Я говорю: прежде всего, это обеспечить здоровье. И второе, это привить им цельное мировоззрение, чтобы они понимали, что такое добро, что такое зло, что нужно трудиться. Детям нужно объяснить, чтобы они ощущали свою правоту. Только в этом случае они могут противостоять и своим сверстникам, которые этого не понимают.

Второй момент заключается в следующем. Я скептически отношусь к тому, что Умберто Эко пишет публицистику. Потому что то, что он написал про сравнение коммунизма и фашизма – это полный бред… У него есть замечательная книга, которая на русский переведена как «Имя розы», но переводить надо как «Во имя розы». Остальные вещи послабее. Но у него есть потрясающее письмо его внуку. И он объясняет своему внуку, почему нужно читать книги. И вообще, почему нужно быть культурным человеком. Он ему пишет, «если ты хочешь прожить не одну жизнь, а несколько, жизнь д’Артаньяна, жизнь Шерлока Холмса, жизнь героев Фенимора Купера, читай книги». То есть создавай вокруг себя кокон культурный. Помимо того что культура самоценна, она, безусловно, является дополнительным щитом и мечом для человека, противостоящего системе. Потому что культура – это вторая природа. Человек живёт не только в натуральной природе. Но и вот в этой искусственной природе. И работая с обеих рук, ему значительно легче противостоять давлению.

Если твою частную жизнь хотят сделать объектом присвоения, то этому надо противостоять. Когда тебе рассказывают, что ты должен покупать, какие у тебя должны быть цели. И вот это нужно очень важно объяснить ребёнку. Понятно, что здесь родительское сердце кровью обливается, потому что маленького мальчика или девочку, 12-ти лет… Родители его вталкивают в противостояние системе, и, с одной стороны, они готовят из него борца, с другой, подвергают его психику напряжению. Например, мне как-то задали вопрос. «Вот все дети в классе читают Гарри Поттера, а вот мой внук не читает. Он – изгой». Здесь ребёнок очень легко может стать изгоем. Поэтому очень важна кооперация родителей, нужно сообщество.

Дело в том, что вот эти насильственные все вещи, вмешательство в частную жизнь, это такая попытка создать социальный ад. Когда-то историк Фернан Бродель про XV-XVII века писал, что в это время в Европе был «социальный ад». И он поставил вопрос. Можно ли вырваться из социального ада? «Можно, – ответил он, – но только не в одиночку». Нужна социальная взаимопомощь. Кстати, любая система, как только сталкивается с координированным действием… Причём, это действие может быть пассивным, а не обязательно активным. Необязательно идти, быть стёкла в банке. Достаточно вместе сказать: «Нет!» Это действует очень-очень эффективно. Потому что власть практически во всех государствах… Власть – это люди. Они держатся за свои места. Власть труслива, и нужно это помнить.

Я повторяю, ребёнок должен быть уверен, что вы всегда на его стороне. Я когда-то, много лет назад, читал в переводе на английский язык такую психологическую разработку Восточно-Германской спецслужбы, где писалось, что если ребёнок до семи лет прожил в атмосфере всепоглощающей любви родителей, то когда он вырастет, им очень сложно будет манипулировать. Вот это и нужно – любовь! Вот как это ни странно звучит и не пафосно, но я в данном случае очень технологично… Вот сейчас, когда я говорю, родительская любовь, я очень технологично подхожу к этому. Я, например, когда рос, знал, что я за своими родителями как за каменной стеной. Мне было на что опираться, в том числе в конфликтах с учителями. Причём, я далеко не всегда был прав, это родители мне потом объясняли. Но в ситуации конфликта я знал, что они всегда на моей стороне. Я вообще исхожу из того, что семья должна быть сильнее и школы, и улицы.

Кстати, в России очень активные родительские такие вот союзы и тесно связаны друг с другом. И это, безусловно, сила. Люди начинают самоорганизовываться. Потому что одно дело взрослого человека уколоть, а другое дело, когда трогают детей. В России дореволюционной в XIX веке, не дай Бог, если власть что-то сделала по отношению к детям, на вилы могли поднять.

Это всё легче сказать, чем сделать. Но без борьбы нет побед

Share

You may also like...

2 комментария

  1. Оксана:

    Браво! Все четко! Мне очень откликается!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.